menectrel
«Nulla dies sine linea» (латынь «Ни дня без строчки»)
Моя поездка в Израиль
(Menectrel, выпускница школы 1621 Лаудер Эц-Хаим, 2007 г.)

Предисловие.

« Главный приз – поездка в Израиль!» - торжественно сказала мора Авиталь. И мы затаили дыхание. В глубине души мы все хотели побывать на Земле Обетованной.
Сама я участвовала в викторине не из-за главного приза. Меня просто осенило. (Не знаю, просто со мной так бывает…). И я сразу поняла, что просто для себя должна участвовать в викторине по Торе.
И удивительно – я находила время, чтобы взять Тору и спокойно отвечать на вопросы викторины. И это при моей занятости! До сих пор не верится, что я выиграла… Это чудо! Но с другой стороны – я это сама «заработала»!
« Главный приз получают Цисина Сора и Menectrel. Летом они поедут в Израиль».
Сора – десятиклассница из семьи рава, религиозная, отличница.
Я выпускница, из семьи ассимилированных евреев, хорошистка. Только прихожу к вере.

День первый. Среда, 5767 (08.08.2007)

Четыре часа на самолете - и ты там, на земле наших Праотцов!
Последний звонок, экзамены, выпускной, загранпаспорт, виза - это лишь часть короткого лета. А еще - Украина, собеседование в институт. Но это еще не проблема. Аэрофобия – вот это проблема!
Человек не может летать! Человек может возгордиться и бросить вызов Тв-рцу. Мы летаем – значит, мы как Он. И я со страхом ждала.
Накануне шел дождь, летали молнии, и я боялась. Я не достойна ходить по Земле Священной. И я понадеялась на Вс-вышнего… И о чудо! Утром, в день отлета, на небе не было ни одного облачка. Значит, я достойна?!
И я первый раз в жизни полетела на самолете, одна, да еще за границу. Я сидела у окна и просто была в предвкушении. Я не верила своим глазам. Горы. широкая река, море, огромный остров, пески… И все это с высоты самолета! А еще - облака! Дождевые, насколько я знаю, внизу, а мы летели над кучевыми! И близко был Космос!
И вот мы приземлились в аэропорту Бен – Гурион в Тель – Авиве. Море, солнце, пальмы – почти как в Майями!
Мы встретились сразу. Мадриха по имени Мирьям Эйдел заботилась о нас с Сорой 25 часов в сутки. В маршрутке, по дороге в Иерусалим, мы проезжали мимо Иудейских гор.
И сразу с корабля на бал, как в «Горе от ума»! Мне дали время, чтобы только перевести дух, кое-как расположиться в комнате и привести себя в порядок. Через час мы уже были на хупе.
Я уже один раз была на хупе три года назад, на майские праздники в Киеве ( я была в 8 классе) с девочками из Эц-Хаима. Под Житомиром устраивали украинско-российский шабат. Когда мы собирались назад, в Москву, не было билетов, мы задержались на два дня – и случайно попали на хупу. Но мы опоздали и застали жениха и невесту уже под хупой. Зато были до конца и еле успели на метро, а жилье наше было на другом конце города…
Зато теперь я видела церемонию с самого начала! Меня даже потом благославила невеста, дочь рабанит Гвереты ( Лоры) Полищук, директора школы Бат - Сион. Одно могу сказать – еврейские свадьбы не сравнимы друг с другом. На этот раз мы гуляли не до конца, но ушли, когда свадьба подходила к концу. Туда и назад мы шли пешком, и поэтому я оценила все прелести ночного Иерусалима.

День второй. Четверг. 5767 (09.08.2007)

Мертвое море! Весь день на море! Правда, от Иерусалима до моря надо ехать 2 часа. И назад 2 часа!
Это было мое первое утро в Вечном Городе! Но в каком темпе мы шли на тахна мерказит ( автобусную станцию). Целых два часа мы ехали в полупустом автобусе. Вскоре все вышли и мы остались одни – я, Мирьям Эйдел и Сима, одноклассница Мирьям Эйдел. Они дремали, а я наслаждалась видами из окна. Болеше всего тогда поразили не бедуины ( у них под навесами были машины!), даже не золотой купол мечети на Храмовой горе, а… «забор безопасности» вдоль дороги. Такое ощущение, что весь Израиль – это один большой коридор!
Вот мы и на месте. Мы отдыхали на стороне, где были отели. Пляж был религиозный - «мальчики направо, а девочки – налево».
Вы когда – нибудь принимали теплую ванну в 40 градусов жары?! Нет? Вот и не советую. 400 метров ниже уровня моря, но жара… У бережка вода как кипяток, но «отплываешь» немного, и там немного прохладней. Дело в том, что нагревается только верхний слой воды, а нижний слой намного прохладней. Хоть руки могут побыть в прохладе! А ноги мне так и не удалось охладить -–они плавали, как пробки.
Дно не песчаное, а соленое. Вместо песка на дне соль! Дно видно. Я плаваю не очень хорошо, «на глубину», то есть далеко от берега, не отплывала, только с девочками. Не утонешь, но вдруг что! Одно неосторожное движение - и тело переворачивается.
На берегу меня ждали раскаленные босоножки. Идти по раскаленной гальке без обуви было сумасшествием, а до душа было далеко. И я окунула босоножки в море. Что вам сказать? И сегодня на них видна соль Мертвого моря ( правда, ночью они снова становятся коричневыми).
Уезжали мы в 5, а в 7 были в Иерусалиме. И вот я еду в Беер-Шеву, к колодцам Авраама. В 9 я была уже у друзей моей мамы. До 3 часов ночи я сидела в интернете. И в таком темпе я жила!

День третий. Пятница. (10.08.2007)

Утром я сфотографировалась в садике - рядом с инжиром, с лимоном, с гранатом ( ну просто Эдем)!
Ехали параллельно Газе. Эту дорогу арабы бомбили много раз. Страшно. Хотя опасности не чувствую, виноват адреналин ( а может, такой темп жизни?)
Вот и Ашкелон. Полтора часа в воде! За два дня сразу два моря – Мертвое и Средиземное. За свои 18 лет я была всего два раза на Азовском море – в 3 и 4 года, и не помню ощущения от моря. А тут - песок, вода, волны, рыбы… Круто!
И надпись в раздевалке на русском и на иврите. Вот это да!
В автобусе в Иерусалим спала. Меня встретили подруги, дочки маминых друзей. У старшей, Лены, недавно была хупа. Младшая, Аня, служит в армии и была в военной форме. В назначенный срок я была в Бат-Сион. Приняла душ и привела себя в порядок.
На Шаббате мы были у соученицы Мирьям Эйдел и Симы Ханы в религиозном городе Брахолде. Ночевали мы у Александра Пацановского, ученика рава Ицхака Зильбера ( Да благославенна память его!).
Весь вечер читали комментарий к Торе. Удивительно, под конец первой трапезы я ужасно хотела спать, но когда мы пришли к Пацановским и я увидела книги цадика, я еще два часа читала.

День четвертый. Суббота (Шаббат). 11.08.2007.

После второй трапезы ( у друзей Ханы) мы гуляли по Брахолду.
В городе всего четыре улицы. Он построен на склонах Иудейских гор и каскадами спускается сверху вниз. В городе живут только религиозные люди. Очень много молодых семей.
Недалеко от города виден поселок арабов. В пятницу вечером они пускали салют ( я боялась даже, что это ракетный обстрел). Они так празднуют окончание пятницы.
После третьей трапезы мы сели на автобус и проезжали мимо Модина.

День пятый. Воскресенье. 12.08.2007

Музей Израиля в Иерусалиме. С нами была названая сестра Мирьям Эйдел Хана ( ей 10 лет). Мы проходили мимо Кнессета, Верховного суда Израиля, Израильского университета. Больше всего меня поразил Храм Книги – там хранятся Свитки Мертвого моря (Кумранские). В Храме было прохладно. В центре на постаменте был выставлен самый длинный свиток. Часть Музея закрыта на реконструкцию.
К остановке мы шли через парк роз. Правда, был не сезон. Мы проезжали мимо израильского представительства Джойнт. Мы зашли в кашерную пиццерию. То, что я не могла позволить себе в Москве, я с легкостью позволила себе в Иерусалиме.
Меня проводили до Бат –Сион, и я стала раскладывать сувениры, купленные в музее.
А вечером приехала Сора. И жить стало намного веселей. На понедельник был запланирован поход в «Семейный зоопарк семьи Тиш».
Но папа Соры предложил съездить в Хеврон в пещеру Махпела. Сора уже третий раз в Израиле, но в Махпеле никогда не была.

День шестой. Понедельник. 13.08.2007.

Автобус был религиозный. Женщины сидели сзади, а мужчины - впереди. И вот – час езды, и мы в древней столице Израиля, столице царя Давида (до Иерусалима).
Мы поднимаемся по старинным ступенькам и входим в пещеру. И мы видим могилы Праведников!!! До сих пор не могу поверить, что я прикоснулась к могилам Авраама и Ицхака и своими глазами видела могилу Сарры. Б-же, неужели я в Израиле?! Неужели я в Хевроне?!
Еще в этот день по расписанию у нас был Котель, Стена плача. Мы шли по ночному Иерусалиму, проходили через Яффские ворота, видели подсвеченную цитадель Давида.
Это был первый день рош-ходеша. Очень много народа. Столько религиозных ( ортодоксальных) евреев я не видела даже в прошлом году на столетии Хоральной синагоги, когда в Москву приезжал премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт.
И вот я прикоснулась к Святая святых – к Стене, которой более двух тысяч лет. Не может быть!
Назад мы возвращались поздно и шли мимо Мэрии Иерусалима. Мирьям
Эйдел сказаля, что там не безопасно, часто взрывают. Возле Мэрии была выставка медведей. Правда, медведи были не живые, а скульптуры. И каждая страна расскрашивала их по-своему. Америка раскрасила своего медведя в Статую Свободы. Был медведь из России. Но на фото у меня получился только корейский медведь.
Домой мы шли по улице Яффы, через площадь Кикар Цион. И снова ели кашерную пиццу.

День седьмой. Вторник. 14.08.2007.

Мирьям Эйдел приболела, и с нами пошла моя соседка по комнате Рина. И благодаря этому мы с Риной очень сдружились.
Почти полчаса мы ехали на автобусе до Семейного зоопарка семьи Тиш. Зоопарк семьи Тиш не сравним с зоопарками Москвы и Харькова, которые я видела. В московском зоопарке все время помнишь, что ты в городе. В Харькове территория более дикая, это лесопарк. А в иерусалимском зоопарке как на сафари – открытое пространство. Зоопарк находится в долине, на дне - озеро, а мы ходим по склонам. Видели Ноев Ковчег. Нам показали смешной мультфильм: Ной спасает в наше время всех больных животных и животных из Красной книги и направляет их в иерусалимский зоопарк, где им дают приют.
Весь день мы гуляли среди этих прекрасных животных. Мы видели бурых медведей, пингвинов, черных лебедей, даже носорогов. Даже не верилось!
Вечером Сора встречалась со своими подружками (мадрехами их лагеря Эц-Хаим), а мы с Риной гуляли по центру ночного Иерусалима ( ул. Яффы и ул. Бен-Иехуда). Поужинали мы в кашерном суши-баре. Порции были большие и мы взяли одну на двоих. И я точно теперь знаю, что в будущем году я снова сюда приеду!

День восьмой. Среда. 15.08.2007.

Даже не верится, что я приехала всего неделю назад – столько успели посмотреть!
Шоа, Холокост, Катастрофа европейского еврейства. Яд Ва-Шем.
Даже за год всю экспозицию подробно не осмотришь. Сначала я смотрела все подробно, но потом поняла, что при таком темпе я не управлюсь и за неделю.
Так это произошло со всем миром в период с 1933 по 1939 год. И только тогда, когда Европа оказалась на грани войны, европейский мир одумался.
На описание ощущений от Яд Ва-шема слов не хватает. Евреи всегда были «другими». Нас уничтожали, но мы со времен сотворения мира остались. Мы не растворились в народах, как это произошло с Амалеком. Есть два пути уничтожения неугодной расы: Гитлер действовал, как Амалек – уничтожал наш народ телесно. А Сталин действовал, как Ахашверош - уничтожал нас духовно, хотел ассимилировать. И что мы видим сегодня? Империи Гитлера и Сталина пали, а 1948 год стал для нас началом возвращения из Галута.
Ицхак дал благославение своим двум сыновьям: и у потомков Эсава в данный момент меньше преимуществ, потому что сегодня все больше евреев возвращается к вере своих Праотцов. Тогда мы были слабы, и Амалек (фашисты) уничтожил 6 миллионов евреев, хотя многие из них были не галахические. Сейчас мы снова приходим к своему предназначению – служить Вс-вышнему, хотя на нашем пути много препятствий.
Больше всего в Яд Ва-шеме меня поразил Зал имен. Мемориал увековечивания жертв катастрофы. Ты входишь в зал – и с высоты купола на тебя смотрят тысячи глаз. Это лица погибших. И хотя было жарко, после этого зала мне вдруг стало холодно.
Сегодня в мире снова возрождается неофашизм. Там, в этом зале, ты понимаешь, что ужасы истории не должны повториться. И это зависит от каждого из нас.

День девятый. Четверг. 16.08.2007.

Могила Рахель. Этим все сказано. Надо сказать, что в Израиле меня поджидали чудеса. Как только мне сообщили, что я выиграла поездку, дома я составила список мест, в которых хотела побывать. Среди этих мест были Котель, могила Рахель, Махпила, Мертвое море, Старый город, Шхем. Но потом мне сказали, что программа уже составлена. Но какая же это поездка в Израиль без Махпилы и могилы Рахель? Я никак не могла смириться. И, о чудо! - все мои желания исполнились. И с риском для жизни мы едем на могилу Рахель в небронированном автобусе. А ведь это абсолютно арабская тер-ритория.
Вечером – Котель. Записка не о себе, а о родных.

День десятый. Пятница, 17,08,2007.
Подъем в семь утра. И это при том, что каждый день мы ложились очень поздно – наши соседки по комнате проводили перед сном ежедневные уроки о злословии ( Лашона – ра).
И вот наступила долгожданная экскурсия по Ир-Давид. За все пребывание в Израиле вижу Котель при свете дня.
Ир-Давид стоит на холме, этот город избрал царь Давид столицей объе-диненного царства – Израиля и Иудеи. Нам рассказывали, что в Ханаанскую эпоху был прорублен подземный туннель, который обеспечивал безопасный доступ к роднику Гихон. И мы прошли по нему, по этим катакомбам. Вода из Гихона была направлена в большой бассейн – водохранилище. И мы прошли до него. Правда, его завалили во времена нападения ассирийцев. Потом нам раздали фонарики, и мы обули боты, чтобы идти по воде.
Наступил венец нашего путешествия. Мы прошли по акведуку Хизкиягу, мы шли по щиколотку в воде. Стоило ехать в Израиль, чтобы почувствовать себя спелеологом! Трудно себе представить, что это прорубили в 701 году до н.э., во времена царствования Хизкиягу. А ведь строители не были уверены в точности расчетов, да еще и город осаждали враги.
Потом были бесконечные ступеньки наверх – назад, в Старый город. Попутно нам показали две заброшенные пещеры – по легенде там похоронены Давид и его сын Шломо.
К 3 часам я уже была готова сесть прямо посередине археологического парка на тротуаре Иродианской улицы - так я устала. Мы немного отдохнули в школе и поехали на Шаббат в район Бейт-Ваган.
Такого Шаббата я не ожидала! На первой трапезе мы были у бывшей учительницы математики Мирьям Эйдел Бэллы, которая в пожилом возрасте вышла замуж за израильтянина Ицхака.

День одиннадцатый. Суббота. 18.08.2007.

После первой трапезы девочки ушли спать. А мы стали наслаждаться забавами детства – играли от души! И снова чудо – на третью трапезу к нам (на квартиру Мириям Эйдел) пришел с семьей кузен рава Гольдшмита. Он сказал мне, что был в нашей школе несколько раз ( мне показалось, что я вспомнила его лицо)!
По дороге в Школу мы встретили хасидов. Сначала Мирьям Эйдел подумала, что в синагоге закончили писать Свиток Торы. Оказалось, что к ним приехал из Америки ребе Мисатмар. Он приезжает в Израиль раз в несколько лет. Весь религиозный центр праздновал – все танцевали, автобусы не ездили.
И снова как в «Горе от ума» – с бала на корабль.
После окончания Шаббата для нас в школе начались горькие минуты. Меня никак не хотели отпускать назад в Москву. Да я и сама мысленно замедляла время.
Началась бессонная ночь. Из школы мы уехали в 2 часа ночи – за нами пришла маршрутка. Садясь в нее, я чуть ли не плакала. Не может быть. Что эти одиннадцать дней так быстро прошли!
К трапу я шла как на казнь. В самолете сосед обратился ко мне по-французски, я объяснялась с ним жестами, и он помог мне положить сумку наверх, на полку. ( В Израиле на улице меня пару раз принимали за иностранку - то за француженку, то за англичанку).
Когда мы с мамой приехали из Домодедова, сразу позвонили в Израиль Мирьям Эйдел, чтобы она не волновалась. А потом я спала несколько суток подряд!

Эпилог.

Я хочу сказать большое спасибо всем, кто дал мне возможность выполнить эту Мицву – участвовать в викторине и поехать в Израиль. До сих пор не могу поверить, что я там побывала! Я точно знаю одно - это был для меня Знак. Только я расстроилась, что не смогу соблюдать Шаббат, как мне позвонила мадриха Даша из квартиры Эц-Хаим и предложила мне проводить Шаббаты вместе. Раньше я боялась, что потеряю связь с еврейским религиозным миром, а теперь я пользуюсь путями, которые мне дал Вс-вышний, чтобы стать первой религиозной в нашей семье. А в субботу утром, 08.09.2007, в Ешиве мне дали еврейское имя, теперь я Голда -Таль, Золотая - Роса.
Осталось сказать только одно: « В Иерусалиме в следующем году!».

P.S.
Четыре года назад, в декабре, одна мадриха из лагеря Сахнут уезжала в Израиль. Я дала ей записку. Там я написала, что хочу побывать в Израиле, увидеть святыни нашего народа. Тогда это казалось пустыми мечтами. А вспомнила я про эту записку, когда впервые побывала на Котеле.
Неужели мечты сбываются?!

@темы: "Яд Вашем", "Стена Плача", "Махпела", "Израиль"