20:01 

Зима близко, но праздник Света ещё ближе! Хаг Самеах!

menectrel
«Nulla dies sine linea» (латынь «Ни дня без строчки»)
Зима близко, но праздник Света ещё ближе!

Подборка интересной информации о празднике, который упоминал сам Иосиф Флавий.









Ха́нука (ивр. ‏חֲנֻכָּה‏‎‎‎, Ханукка́ или Ха́нука — освящение, обновление; арам. חנכתה; др.-греч. τὰ ἐνκαίνια;) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней. Праздник свечей в память о чуде с кувшинчиком масла, произошедшем во время освящения Храма после победы войска Маккавеев над греко-сирийскими завоевателями.

Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавших за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э.

За три года перед тем, в тот же самый день 25 кислева, Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.


Название этого праздника происходит, вероятно, от выражения «хануккат ха-мизбеах» (освящение [обновление] жертвенника), которое произошло сразу после освобождения Храма Маккавеями и его очищения от идолов. Другое объяснение расшифровывает название праздника иначе: חנוכה=חנו כ"ה, то есть «отдохнули [от врагов] 25 [числа месяца кислев]».

Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней») — впервые упоминается Иосифом Флавием. В русскоязычной среде устойчивым именованием стало также «Светлый праздник Хануки». (Википедия)

Источники:

"...И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.

Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано... а возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвёртую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.

Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней... Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному..."


— Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XII 7:6-7


"И окрепли Хашмонаим, коһаним гдолим, и разбили их (греков), и спасли евреев из их рук, и поставили царя из числа коэнов, и вернулось царство к Израилю более чем на 200 лет, вплоть до разрушения Второго Храма"


— Маймонид, «Мишнэ Тора», Книга Времён (раздел Законы Свитка Эстер и Хануки, 3:1)


« Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое место. ...взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли.

В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице своё, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в своё время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева"



(1Макк. 4:36-59)

Исторические события связаны с праздником Ханука


Иудея была захвачена Александром Великим в 332 гг. до н.э. и, таким образом, стала частью греческой империи. Влияние греческой культуры усилилось. Тора была переведена на греческий язык. В 198 г.до н.э. Иудея была захвачена императором Антиохом III.

Под влиянием греческой культуры евреи, жившие в Иудее, стали постепенно приобщаться к эллинизму. Они пытались стать похожими на греков, разговаривая на греческом языке, одеваясь в греческие одежды, изменяя свои имена и участвуя в греческих спортивных играх. Евреи стали стремиться к получению эллинского образования.

В 175 г. до н.э. к власти пришел император Антиох IV. Спустя несколько лет он приказал искоренить основы веры иудеев. Приверженцы эллинизма среди евреев ликовали, но основная часть евреев отказалась принять религию греков.

Императорский приказ проводили в жизнь с применением силы. Слуги императора, разосланные по всей империи, заставляли людей молиться Зевсу и есть мясо нечистых животных, используемых для жертвоприношений.

Однажды в Модиин прибыл сирийский отряд, и его командир, созвав жителей селения, потребовал, чтобы они принесли жертвы греческим идолам и отреклись от иудаизма. Матитьяу со своими сыновьями находился в толпе, и ему было предложено, как самому уважаемому местному жителю, подать пример остальным. Матитьяу отказался. Когда же один из евреев подошел к воздвигнутому на площади алтарю,чтобы принести жертву Зевсу, Матитьяу бросился на отступника и убил его. Увидев это, сыновья Матитьяу напали на сирийский отряд, перебили солдат и разрушили греческий алтарь.

Бросив клич «Кто за Б-га, следуйте за мной!», Матитьяу сплотил вокруг себя тех евреев, которые не захотели подчиниться греко-сирийскому диктату.

Маккавеи, сыновья Матитьяу, начали в Иудее партизанскую войну. Весть о восстании дошла до Антиоха только тогда, когда Маккавеи взяли под контроль дорогу в Иерусалим. Испуганный Антиох снял запрет на изучение Торы, а также отменил указ, который предписывал всем императорским подданным поклоняться Зевсу. В конце восстания Маккавеи захватили Храм. Они очистили и освятили его 25 числа месяца кислев. В память об этом событии мы каждый год в течение восьми дней празднуем Хануку.

О Традиции зажигания Ханукальных свечей

Первое упоминание о зажигании Ханукальных свечей обнаружено у Иосифа Флавия (около 85 года н.э.). В особой молитве, которая произносится на Хануку, Аль анисим (За чудеса) есть упоминание об огнях, и это как бы служит нам напоминанием о меноре, зажженной в Храме Маккавеями.

Начиная с первого вечера Хануки, с 25 кислева, каждый вечер зажигают в ханукие одну свечу: в первый вечер – одну, а каждый последующий вечер – еще по одной свече. Таким образом, на восьмой вечер Хануки зажигают все восемь свечей.

Во многих еврейских домах зажигают свечи, но в Израиле больше распространены светильники с оливковым маслом. Для этого используются очень красивые или современные ханукии, в отделения которых вставляются небольшие стеклянные стаканчики, которые каждый вечер заполняются оливковым маслом. В эти стаканчики вставляются одноразовые фитильки.

Итак, в первый вечер мы зажигаем первую ханукальную свечу – первую справа. Во второй вечер зажигается вторая ханукальная свеча вместе с первой; при этом вторая свеча зажигается сначала. Таким образом, свечи помещаются в менору последовательно справа налево, а зажигаются – слева направо.

Для зажигания свечей используется специальная, девятая, вспомогательная свеча, называемая шамаш. Священный огонь ханукальных свечей запрещено использовать для каких-либо практических целей.

В пятницу вечером ханукальные свечи зажигаются до субботних свечей. При этом произносятся специальные благословения.

Чудо с кувшином масла

История о найденном в Храме кувшинчике с маслом, которого чудесным образом хватило на восемь дней горения, впервые описана в Талмуде.

Разрушив Храм, сирийцы осквернили его. В святых местах Храма стояли греческие идолы. Даже масло для меноры в Храме было осквернено и не могло быть использовано евреями для зажигания храмовой меноры. Когда Иеуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм.

После долгих поисков Маккавеи все же нашли один небольшой кувшин с чистым маслом. Но этот сосуд, к сожалению, был так мал, что его масла могло хватить всего-навсего на один день горения манеры. Однако они все же решили зажечь менору – Храм должен был быть освящен. И вот тогда-то и произошло чудо Хануки! Представьте себе, этого масла хватило на целых восемь дней – то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. Вот почему мы отмечаем этот праздник в течение восьми дней и восемь вечеров подряд.

Талмуд и Рамбам:

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

На Хануку принято жарить традиционные пончики — суфганиет

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.


Источники: Википедия, www.jewish-life.com/hol_hanukkah.php.

@музыка: Blackmore's Night 05 Ma-O-Tzur - Winter Carols (2006)

@темы: "Ханука", "Праздник", "Маккавеи", "Иосиф Флавий", "Израиль"

URL
Комментарии
2015-12-06 в 22:47 

Adunithil anNair
Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Я с иудаизмом знакома очень слабо, но всех отмечающих поздравляю. :red:

2015-12-06 в 23:04 

menectrel
«Nulla dies sine linea» (латынь «Ни дня без строчки»)
Adunithil anNair, Спасибо!!!

URL
     

Золотой Чертог

главная